- Поощрение
- — вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность ребёнка. П. означает положительное воздействие к.-л. авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или материального положения, называется наградой. Социальное значение П. определяется также тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания.В воспитательной практике метод П. даёт гораздо большие результаты, чем наказание. П. вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности ребёнка в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т.п. П. осуществляется в виде благодарности, признательности, похвалы, а также наградах, подарках и др.П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается и даже унижает, если при вручении подарка подчёркивается, что награда не совсем заслужена и ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки также перестают вызывать у ребёнка положительный эффект, поэтому в П. всегда должен быть эффект неожиданности, сюрприза. Как показывает практика, для ребёнка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважительное отношение к его деятельности.Педагогической цели достигает заслуженное П., вызывающее у ребёнка желание выполнить работу ещё лучше, когда наступает нравственная саморегуляция, появляется способность критически оценивать свои поступки. В воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансированное П., когда поощряется ещё не сам поступок, а его мотивы или только начатое дело. В этих ситуациях важно стимулировать желание ребёнка выполнить общественно полезную работу, заставить поверить его в свои силы. К авансированному П. относится и иногда завышенная оценка знаний, являющая стимулом для развития дальнейших успехов в учении.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)Ч313.25
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.